Определения основных параметров установки колес автомобиля тест-системой

СКО-1М.

 

 Схождение колес

 

Разность величин расстояний А и В (рисунок 15), выраженная в миллиметрах определяет величину схождения передних колес автомобиля.

 

Рисунок 15

 

Если В меньше А, то схождение колес  положительное, если В больше А, то схождение колес отрицательное. При помощи тест-системы измеряют схождение колес на бортовой закраине, что соответствует технологической инструкции автомобильного завода.

Схождение колес  может быть выражено в виде угла. Если колеса поставлены внутрь к оси автомобиля, то угол положительный, если колеса поставлены наружу, то угол отрицательный.

С помощью таблицы 2 можно углы схождения колес перевести в миллиметры и наоборот.

 

Таблица 2 – Переводная таблица углов схождения колес автомобиля в линейные величины, выраженные в миллиметрах (округленные значения)

Диаметр обода колеса, дюйм

Угловая величина схождения колес

0°05?

0°10?

0°15?

0°20?

0°25?

0°30?

0°35?

0°40?

0°45?

10

12

13

14

15

16

17

18

0,4

0,4

0,5

0,5

0,6

0,6

0,6

0,7

0,7

0,9

1,0

1,0

1,1

1,2

1,3

1,3

1,1

1,3

1,4

1,6

1,7

1,8

1,9

2,0

1,5

1,8

1,9

2,1

2,2

2,4

2,5

2,7

1,8

2,2

2,4

2,6

2,8

3,0

3,1

3,3

2,2

2,7

2,9

3,1

3,3

3,5

3,8

4,0

2,6

3,1

3,4

3,6

3,9

4,1

4,4

4,7

3,0

3,5

3,8

4,1

4,4

4,7

5,0

5,3

3,3

4,0

4,3

4,7

5,0

5,3

5,7

6,0

Диаметр обода колеса, дюйм

Угловая величина схождения колес

0°50?

0°55?

1°00?

1°05?

1°10?

1°15?

1°20?

1°25?

1°30?

10

12

13

14

15

16

17

18

3,7

4,4

4,8

5,2

5,5

5,9

6,3

6,6

4,1

4,9

5,3

5,7

6,1

6,5

6,9

7,3

4,4

5,3

5,8

6,2

6,6

7,1

7,5

8,0

4,8

5,8

6,2

6,7

7,2

7,7

8,2

8,6

5,2

6,2

6,7

7,2

7,8

8,3

8,8

9,3

5,5

6,6

7,2

7,8

8,3

8,9

9,4

10,0

5,9

7,1

7,7

8,3

8,9

9,5

10,0

10,6

6,3

7,5

8,2

8,8

9,4

10,0

10,7

11,3

6,6

8,0

8,6

9,3

10,0

10,6

11,3

12,0

 

 Развал колес

 

Развал колес – измеряемый в градусах наклон колеса в вертикальной плоскости относительно средней линии автомобиля. При наклоне колеса наружу – развал  положительный, при наклоне внутрь – отрицательный (см. рисунок 16).

 

 

Рисунок 16

 

Продольный наклон оси поворотной стойки

 

Наклон оси поворотной стойки в продольной плоскости измеряется в градусах (см. рисунок 17). Если  ось поворотной стойки в продольной плоскости имеет такой наклон, при котором нижняя часть оси выдвинута вперед, то продольный наклон оси поворота колеса положительный, если назад – отрицательный.

 

 

Рисунок 17

 

Поперечный наклон оси поворотной стойки

 

Наклон оси поворотной стойки в поперечной плоскости (см. рисунок 18) измеряется в градусах. Если ось поворотной стойки наклонена внутрь (к автомобилю), то наклон положительный, если наружу – отрицательный.

 Рисунок 18

 

 Разность поворота колес

 

При повороте автомобиля колесо, находящееся ближе к центру радиуса поворота должно иметь больший угол поворота, чем дальнее колесо, чтобы описывать меньший круг (см. рисунок 19).

Разность между углами поворота колес измеряется в градусах и определяется как разность значений углов, отсчитанных по шкалам, установленным на поворотных дисках, входящих в комплект тест-системы.

 

Рисунок 19

 

         Измерение параметров установки колес автомобиля на стенде СКО-1М

 

Измерение схождения колес

Установить передние колеса в направлении прямолинейного движения. Оба измерительных прибора выставить по уровню (см. рисунок 25) и зафиксировать относительно оси опорной балки при помощи зажимного винта.

 

Рисунок 25

 

Поворотом рукоятки блока зеркала направить изображения световых указателей приборов на соответствующие шкалы, закрепленные снизу на корпусах проекторов измерительных приборов. Вершина светового указателя должна находиться на горизонтальной линии одной из шкал,  которая соответствует величине обода колеса проверяемого автомобиля.

Вращением  рукоятки подвижки объектива проектора схождения добиться четкого изображения светового указателя.

Колеса разворачивать до тех пор, пока вершина светового указателя на одной из шкал не установится на нулевую отметку. Величину схождения передних колес считывают по другой шкале (см. рисунок 26).

 

Рисунок 26

На рисунке 26  видно, что для колес с ободом 12'' – 14'' схождение передних колес положительно и равно 2 мм.

При измерении схождения передних колес и развала колес измерительные приборы всегда должны находиться в выверенном по встроенному уровню положении.

При измерении продольного и поперечного наклона оси поворота колеса встроенный уровень не используется.

 

  Центровка рулевого колеса на стенде СКО-1М

 

Надеть индикаторы на задние колеса таким образом, чтобы выемки зацепов охватывали обод колеса. Передние колеса должны быть установлены в направлении прямолинейного движения. Измерительные приборы, как и прежде,  должны быть выверены по встроенному уровню. Индикаторные шкалы перемещать вверх и вниз, пока на них не попадет световой указатель параллельного проектора (см. рисунок 27). Вращением  рукоятки подвижки объектива параллельного проектора добиться четкого изображения светового указателя.

 

 

Рисунок 27

 

Передние колеса повернуть до положения, когда на обоих индикаторах задних колес будет одинаковое отклонение светового указателя (см. рисунок 28).

 

 

Рисунок 28

 

В таком положении схождение передних колес по отношению к продольной оси автомобиля одинаково и рулевое колесо должно быть отцентрировано.

Если рулевое колесо не отцентрировано, необходимо отрегулировать поперечные рулевые тяги. При регулировке необходимо следить за тем, чтобы положение колес оставалось неизменным.

 

 Измерение смещения колеса на переднем мосте

 

Измерение смещения производят относительно оси симметрии, которая соединяет центры переднего и заднего мостов.

Установить индикаторы на задние колеса. Измерительные приборы отгоризонтировать по встроенному уровню. При необходимости шкалы индикаторов сместить по высоте и добиться четкого изображения световых указателей. Затем поворачивать передние колеса до тех пор, пока обе индикаторные шкалы не станут показывать одинаковую величину А (см. рисунок 29).

 

 

Рисунок 29

 

Считывают показания по шкалам схождения передних колес. Если они, как показано на рисунке 29, для обоих колес одинаковы (С = D), то передняя ось перпендикулярна оси симметрии автомобиля.

 На рисунке 30 показан автомобиль, в котором передняя ось не перпендикулярна оси симметрии.

 

Рисунок 30

Направить световой указатель на верхнюю часть шкалы схождения передних колес и по шкале определить величину смещения колеса.

Рассмотрим пример смещения колеса. На рисунке 31 изображена шкала схождения колес левого измерительного прибора.

 

Рисунок 31

 

Величина снятого показания для С = 35 мм.

На рисунке 32 изображена шкала правого измерительного прибора.

Рисунок 32

 

Величина снятого показания для D = 15 мм. Следовательно, смещение колеса СD = 35 – 15 = 20 мм.

Смещение имеется на колесе, на котором считывается меньшая величина показания.

 

Измерение развала колес

Отгоризонтировать измерительные приборы по встроенному уровню. Установить измеритель угла наклона перпендикулярно проектору до его фиксации (см. рисунок 33).

 

Рисунок 33

 

 

Установить рычажок  измерителя в фиксированное положение РАЗВАЛ КОЛЕС.

Повернуть передние колеса в такое положение, пока оба не будут иметь одинаковое схождение. Снять показание величины развала колеса по шкале справа. На рисунке 33 отсчет по шкале составляет 1° – положительная величина развала колес.

Угол развала другого колеса  контролируется аналогично.

 

  Измерение продольного и поперечного наклона оси поворотной стойки

Повернуть передние колеса в такое положение, пока оба не будут иметь одинаковое схождение.

Установить шкалу поворотных дисков подставок в нулевое положение (см. рисунок 34).

 

 

Рисунок 34

 

Левое колесо повернуть на 20°, как показано на рисунке 35.

 

Рисунок 35

 

Установить прибор для угла  измерения продольного наклона оси поворотной стойки, как  показано на рисунке 36.

 

Рисунок 36

Рычажок измерителя углов наклона  вывести из канавки и передвинуть в положение для измерения угла, пока стрелка в пятне проецируемого круга не установится на нулевую отметку на шкале. После этого левое колесо повернуть наружу на 20°. Угол продольного наклона оси поворотной стойки прочитать на левой шкале измерителя угла наклона.

На рисунке  37 отсчет составляет 2° – положительный продольный наклон оси поворотной стойки.

 

Рисунок 37

 

Измерение продольного наклона оси поворотной стойки правого колеса производится аналогично.

Для измерения поперечного наклона оси поворотной стойки прибор для измерения угла наклона установить так, как показано на рисунке 38.

Повернуть измеритель угла, как показано на рисунке 38, пока он зафиксируется параллельно колесу.

Левое колесо повернуть внутрь на 20°.

Ослабить винт крепления измерительного прибора к опорной балке и прибор поворачивать вокруг оси опорной балки, пока световой указатель не займет положение на нулевой отметке шкалы. Затянуть  винт крепления прибора. Повернуть колесо наружу на 20°. Показание угла поперечного наклона оси поворотной стойки считывают по левой шкале измерителя углов.

На рисунке 39 отсчет по шкале составляет 3° положительного поперечного наклона оси поворотной стойки.

 

Рисунок 39

 

Если продольный или поперечный наклон оси поворотной стойки больше чем 8°, надо зафиксировать стрелку в пятне проецируемого круга не на "0", а на минус 3°. При этом фактический угол будет соответственно на 3° больше, чем считанный со шкалы.

 

Контроль рассогласования поворота колес на стенде СКО-1М

Левое колесо повернуть внутрь на 20°. Прочитать показание рассогласования поворота колес на шкале поворотного диска правого колеса. Затем правое колесо повернуть на 20° внутрь и прочитать показание рассогласования поворота колес по шкале левого поворотного диска. На рисунке 40 правое колесо имеет рассогласование поворота колес на 3°.

Для разных типов автомобилей рассогласование поворота колес измеряют при разном угле поворота, но методика измерения аналогична вышеописанной.

 

Рисунок 40

 

 

Контроль цельной оси

Правый измерительный прибор установить на левом заднем колесе, а левый измерительный прибор – на правом, как показано на рисунке 41. Проекторы схождения колес должны проецировать световые указатели друг на друга.

 

Рисунок 41

 

Корректировку вращательного движения задних колес выполняют так же, как и для передних (см. подраздел 2.4).

Передние колеса направляют прямо и индикаторы устанавливают на передние колеса. Измерительные приборы горизонтируют по встроенному уровню, а индикаторные шкалы перемещают вверх-вниз, пока световой указатель не попадет на них. Снимают показание с индикаторной шкалы.

При правильном положении заднего моста на обеих сторонах получается одинаковая величина. Если величины различны, то может быть несколько причин, которые описаны ниже.

Первая причина – задняя ось смещена вправо (см. рисунок 42).

 

Рисунок 42

 

Из рисунка 42 видно, что на левом индикаторе показание А = 1, а на правом  – В = 3.

Контроль производится путем перекрестного измерения.

Вторая причина – задняя ось не параллельна передней оси (см. рисунок 43). 

Контроль производится путем перекрестного измерения.

Третья причина – правая задняя ось согнута назад (см. рисунок 44).

 

Рисунок 44

 

Необходимо проконтролировать, имеет ли задняя ось правильное схождение колес.

Четвертая причина – левая задняя ось согнута вперед (см. рисунок 45).

 

 Рисунок 45

 

Необходимо проконтролировать, имеет ли задняя ось правильное схождение колес.